Экслибрис ( от латинского ех libis - из книг ), книжный знак, являющийся как правило уникальным и указывающий на принадлежность книги. В XVIII-XIX веках экслибрисы делались специалистами-резчиками, имели баснословную стоимость и являлись признаком серьезного материального благополучия.
Экслибрисы широко распространились с началом книгопечатания (в России - с начала 18 в.). До 19 в. наряду с экслибрисы постоянно использовались так называемые суперэкслибрисы, оттиснутые на переплёте или корешке книги; изготовление таких экслибрисов стоило дорого, поэтому с демократизацией книжного дела предпочтительнее стал бумажный книжный знак.
Простейшие экслибрисы - ярлыки, содержащие лишь имя владельца (иногда в сочетании с девизом).
Различают гербовые, вензелковые, сюжетные, художественные, геометрические и флористические экслибрисы.
Типы художественных экслибрисов:
- гербовые экслибрисы (характерны главным образом для 16-18 вв.), воспроизводящие герб владельца;
- вензелевые экслибрисы - его орнаментально разработанные инициалы;
- сюжетные экслибрисы, наиболее популярные в 20 в. (представляют собой изображения пейзажей, архитектурных мотивов, различные эмблемы, символически повествующие о вкусах и профессии владельцев, и т. п.).
- художественные экслибрисы гравируются на меди, дереве или линолеуме, реже выполняются цинкографским или литографским способом.
- геометрические экслибрисы представляют собой сочетание геометрических фигур и инициалов владельца книги.
- флористические экслибрисы выполняются цинкографским или литографским способом и включают в себя изображение лепестков растений, цветов и имени владельца.
В 16-18 вв. экслибрисы исполняли многие выдающиеся мастера (А. Дюрер, Х. Хольбейн Младший и др.).
Миниатюрные композиции для экслибрисы, позволяющие выявить художественные эффекты различных графических техник, шрифтов и т. д., характерны и для творчества многих советских графиков (А. И. Кравченко, Д. И. Митрохин, П. Я. Павлинов, В. А. Фаворский и др.). |